Табулатура - это упрощенная форма записи нот. В отличие от классической формы записи нот и аккордов Табулатура позволяет человеку, не знакомому с музыкальной грамотой, быстро определять, какие струны ему нужно прижать и на каких ладах.
В табулатурах для игры соло, переборов либо обозначения целых аккордов, указываются номера струн, а на них номера ладов - эти ноты следует извлекать слева направо, например:
1) -5-7---
2) -----3-
Это играется так: на первой струне сначала пятый лад, затем седьмой, а затем третий на второй струне (струны считаются снизу вверх, на гитаре).
Знаки в табулатурах
Для табулатур не существует единого стиля написания. Поэтому разные авторы используют разные обозначения. Приведённые ниже обозначения являются наиболее распространёнными, но не факт, что они используются везде. Комментарии написаны в расчёте на то, что левая рука находится на грифе, а правая извлекает звук.
Bend "b" - Когда вы видите букву b или значок "^", прижмите струну на указанном ладу, ударьте по ней медиатором, после этого изогните струну тем же пальцем, который ее прижимает. Изогнув струну, вы повысите тональность первоначально взятой ноты.
Пример:
|----11^---- Изогните 2-ю струну на 11-м ладу.
Можно встретить такую надпись bf. Bf - значит bend full, то есть следует изогнуть струну до отказа. 1/2 означает, что вы делаете bend на полшага, то есть получается тональность следующего лада.
----8b1/2----
Прижимаете 8-й лад, после чего делаете bend таким образом, чтобы получилась тональность 9-го лада.
Иногда после буквы b, в скобках указан номер лада, тональность которого следует получить, сделав bend.
----11b(14)r----
Bend and Release "b", "r" - ударьте по ноте и подтяните струну вверх на 1/2 (или на 1) шаг, затем опустите подтяжку назад к первоначальной ноте; удар происходит только по первой ноте, а остальные две извлекаются путём подтягивания струны и опускания до первоначального положения:
---8b9r8---
Pre-Bend and Release "r" - подтяните ноту на 1/2 (или 1) шаг; ударьте ее и опустите подтяжку назад до первоначальной ноты:
---r12---
Slide "/", "\" - переводится как скольжение. Название говорит само за себя. Ставите палец на один лад, ударяете по этой струне и сразу же перемещаете палец, на другой лад, не отрывая его от струны. Обозначается этот прием знаками / и \ (slash и back-slash) и иногда над ними стоит буква s.
s
----8/10---- Slide с 8-го лада на десятый.
s
----10\8---- Slide с 10-го лада на восьмой.
Если два слайда идут один за другим, то ударяете по струне только один раз, перед первым.
s s
----8/10\8----
Если начальная точка слайда не указана (|----/14----|), то вам придется определять ее на слух. Тоже самое, если не указана конечная
(|----5\----|).
Что бы не путаться куда в таких ситуациях делать slide ориентируйтесь на верх значка (/,\)
Куда он ближе туда и скользим.
Hammer-On "h" - ударьте по первой ноте (более низкая) затем извлеките звук более высокой ноты путём удара пальца левой руки по ней (правая рука при этом не участвует в звукоизвлечении):
---5h7---
Pull-Off "p" - поместите оба пальца левой руки на извлекаемых нотах; ударьте по первой струне (более высокой), затем сдерните палец со струны так, чтобы зазвучала вторая нота (более низкая):
---7p5---
Mute "x" - надо приглушить пальцами левой руки струну так, чтобы был приглушенный звук удара (не флажолет и не звук ноты):
---6-6-x-6-7-x-7---
Palm Mute
Струна (струны) частично приглушаются правой рукой, которая слегка прикасается к струнам ребром ладони. Точнее не совсем ребром, а тем местом, где ребро переходит в ладонь. Вы прикасаетесь к струнам до того, как ударяете по ним медиатором. В результате ноты получаются немного приглушенными.
Здесь важно не прижимать руку к струнам слишком сильно, иначе ноты не будут звучать совсем. Обозначается этот прием буквами P.M., после которых идут полосы (------|), которые показывают, до какого момента он действует.
P.M-----|
D|------------2-1|
A|----------------| Тройки приглушаем, дальше как обычно.
E|--3-3-3--------|
Vibrato "v" - струна вибрирует из-за быстрых подтяжек (band) и опускания (releasing) ноты с помощью левой руки или рычага:
---14v---
Trill "t" - одна нота зажата постоянно (в данном случае 9), а по второй постоянно производятся удары вторым пальцем и соответственно им же сдёргивания; всё это делается очень быстро:
---9t10--- или –9trill10—
Harmonics (флажолеты) “harm” - это звуки со своеобразной тембровой окраской. Чтобы извлечь harmonic, например, на первой струне, надо точно над порожком 12-го лада (середина струны) приставить к этой струне палец, потом ударить медиатором по этой струне и почти одновременно с этим снять (приподнять) палец левой руки со струны.
У начинающих harmonics либо совсем не звучат, либо звучат очень тускло. Происходит это по одной из трех причин: 1) палец расположен не точно над порожком лада; 2) палец вместо легкого прикосновения надавливает на струну; 3) палец снимается со струны или преждевременно, или слишком поздно. Обычно после устранения этих ошибок harmonics начинают получаться достаточно громкими и яркими.
Наиболее употребляемы harmonics на 5-м, 7-м и 12-м ладах. Другие встречаются достаточно редко. Обозначаются harmonics так же как и обычные ноты, только в скобках.
То о чем, я только что рассказал, называется natural harmonics. Их можно взять лишь на некоторых ладах. Существуют также artificial harmonics - флажолеты, которые можно получить на любом ладу, если сразу после удара медиатора по струне (сверху вниз), слегка коснуться струны частью большого пальца. Этот прием требует длительных тренировок.
Пример:
harm.
|----<12>----|
Чтобы не путать harmonics с нотами с увеличенной длительностью, которые также находятся в скобках, harmonics помещают в < >, а не в ( ).
В общем-то этот прием используется достаточно редко, но тем не менее ему стоит научиться